Харин Дмитрий Андреевич - учитель истории и обществознания

Педагогический стаж - 2 года

Статус - молодой специалист

Образование - высшее педагогическое АмГПГУ 2008-2013

 

«Ремесло учителя»

 Кто такой ремесленник? Это кузнец, гончар, плотник, да в целом любой человек производящий изделие, как правило, уникальное, штучное, неповторимое. И говоря об учительском труде, мне хочется назвать это ремеслом. В школе происходит какое то таинство в процессе, которого сопливые, испуганные и неуверенные первоклашки превращаются в целеустремленных, самостоятельных и неповторимых личностей.

Учителем быть, прямо скажем, нелегко. Он должен быть творцом, не унывать, уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, нужным и любимым детьми, вселять в них уверенность и оптимизм. От современного учителя требуется большой объем знаний и умений, которые он должен использовать в своей работе: владеть методами научно - исследовательской и экспериментальной работы, иметь глубокие разносторонние знания преподаваемого предмета и смежных дисциплин, знать традиционную методику преподавания предмета и современные образовательные технологии.

При этом самому педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться в сфере своей деятельности, чтобы быть интересным ребенку. Как только специалист перестает учиться и совершенствовать свое мастерство, он изживает себя как профессионал. Если педагог хочет воспитать в ребенке определенные личностные качества, то, по меньшей мере, он сам должен этими качествами обладать. «Свободе учат свободой, ответственности – ответственностью, добру и совести – добром и совестью» (Симон Соловейчик). Поэтому, обучая, я сам стараюсь не переставать учиться у коллег, у детей и порой на собственных ошибках.

Сам процесс обучения можно кратко охарактеризовать как целенаправленную деятельность на передачу и усвоение опыта предыдущих поколений. И на мой личный взгляд, такой предмет как история играет заметную роль в данном процессе. Для многих история – это набор фактов и скучных дат, череда имен и событии. И что интересного в том, что произошло сто-двести лет назад? Но не зная прошлого, нельзя понять настоящее! По мнению французского историка Марка Блока любое современное событие нужно прослеживать в его причинно-следственной связи с прошлым, корни которого могут уходить на многие столетия.  И именно в этом я вижу свою цель – научить детей прослеживать взаимосвязь событии прошлого и настоящего, дать понимание того, что мы все дети нашей истории, мы – отголосок прошлого. Но чтобы понять прошлое необходимо научиться оценивать факты и исторические персоналии отказавшись от черно-белого восприятия. Невозможно измерить мир формулой хорошо-плохо, необходимо привить ученикам понимание этого многообразия и история, как наука, дает широкий простор для размышления.

Ошибочно понимание исторического знания как нечто застывшее и неподвижное. Но именно такое понимание можно встретить очень часто. История – это процесс. Процесс размышления над настоящим путем изучения прошлого. Процесс поиска новых истин, новых ответов на старые вопросы. И в этом процессе важно уметь фильтровать информацию, критически относится даже к давно установленным истинам. Именно критическое мышление я считаю одним из важнейших составляющих современного человека, гражданина, ученика. Необходимо научить мыслить таким образом не только на уроке, но и вне урока. Ведь современном мире каждый из нас находится в огромном потоке информации и очень важно уметь ориентироваться в нем. К любой информации стоит подходить с толикой здорового скептицизма, проверять ее, сопоставлять с другими источниками и только тогда мы можем получить толерантного, свободно мыслящего  гражданина своей страны. В этом и заключается ремесло учителя.